туристическая энциклопедия
Пеший туризм
пеший туризм
Начало пути
Справочник туриста
Туристическое снаряжение
рюкзаки спальники
Рюкзаки Спальники
горелки палатки
Горелки Палатки
Питание в путешествии
Лыжный туризм
лыжный туризм

Сплав по бурной воде

Настоящий документ не содержит никаких особых откровений. Он, возможно, даже не содержит и новых идей по обеспечению безопасности. Его цель - изложить совместно общеизвестные истины с целью сложить из этих кирпичиков какое-никакое цельное здание.
Кроме того, в приведенном ниже тексте, по возможности, НЕ использован конкретный фактический материал. Это сделано сознательно. Для обсуждения идей, а не фактов. За последними можно обратиться, например, в растущую (увы!) базу данных по несчастным случаям на странице Игоря Архипова.

И последнее: в рамки обсуждаемых вопросов не входит тактика туристских групп на маршруте и тому подобное. Данный вопрос и весьма обширен, и более-менее ясен. Проблема иная - как готовиться к тому, чтобы выжить в условиях, когда авария все же произошла.

1. "Кто виноват" и "Что делать"
Вынесенные в заголовок два традиционных русских вопроса как нельзя лучше отражают возможные (и практикуемые!) подходы к вопросу безопасности. Беру на себя смелость утверждать, что большая часть традиционной системы "обеспечения безопасности" имеет целью не собственно сохранение жизни, а именно облегчение решения вопроса "кто виноват?" Имеется в виду даже не стандартные процедуры инструктажа, выпуска группы на маршрут и разбора несчастных случаев со стороны МКК. Эта деятельность бюрократизирована как по своей сущности, так и вследствие советского периода истории. Речь, однако о другом. Совершенно естественно для заинтересованного человека стремиться узнать технические подробности о том или ином ЧП. (Как считают психологи, если бы корова начала читать, она в первую очередь увлеклась бы детективами и любовными романами. А именно - получением информации об угрожающих жизни ситуациях и о продлении рода.) Дальнейшая наша реакция также абсолютна естественна: мы должны отыскать причину, по которой ЭТО С НАМИ НЕ СЛУЧИТСЯ. Подобный подход продиктован самим существом человеческой психики и необходим для дальнейшего комфортного существования личности. И он же, однако, уводит нас далеко в сторону от трезвого подхода к самой проблеме обеспечения безопасности.

Как правило, лежащих на поверхности ошибок либо небрежностей совершенно достаточно, чтобы обвинить (часто с полным основанием!) самого потерпевшего либо руководителя группы. Даже при честном самоанализе выводы не идут далее чего-то конкретного, что и привело к аварийной ситуации. Но обычно подобная ошибка или небрежность повторялась - до или даже после - много раз, и ничего не случалось! Ведь большинство происшествий носит ВЕРОЯТНОСТНЫЙ характер. Кроме того, сделанные выводы работают только на предотвращение данного конкретного вида ЧП - но (к сожалению!) не на другие возможные аварийные ситуации.

Сложившаяся практика анализа информации о ЧП неявным образом направлена на решение вопроса "кто виноват?" даже на уровне мышления отдельного человека. Проблема же заключается в том, как перевести обработку информации в плоскость вопроса - "что делать?".
Речь, конечно, идет о чем-то большем, нежели рекомендация не садиться в катамаран или каяк без каски и спасжилета.

2. Вероятностный характер ЧП
ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИЮ НЕВОЗМОЖНО
Аварии при сплаве по бурной воде происходили и будут происходить. Данное положение следует принять как один из главных постулатов концепции безопасности. Поскольку он позволяет сконцентрировать свои усилия на действительно важном вопросе - на ВЕРОЯТНОСТИ ЧП.

При этом вопрос сразу распадается на два:
1) вероятность аварии (переворота судна) при сплаве
2) способность к выживанию в аварийной ситуации.

Первый из указанных пунктов определяется тактикой группы на маршруте и выходит за рамки концепции личной безопасности. Второй пункт и является предметом нашего рассмотрения.

Вопрос вероятности ЧП, или, по другому, потенциальной опасности, настолько важен для самой сущности сплава по бурной воде, что заслуживает отдельного рассмотрения. Не будет преувеличением сказать, что само занятие спортивным сплавом (равно как и альпинизмом, парашютным спортом) во многом базируется на подспудно присутствующем ощущении повышенной опасности. Сплав по горной реке обьективно представляет собой угрозу жизни человека - потенциальный уровень опасности достаточно велик. Смысл же деятельности человека заключается в том, чтобы используя свои знания и умения, а также психические качества, доводить реализованный уровень опасности до приемлемых (сравнимых с проживанием в крупном современном городе) величин. Вырабатываемый при такой деятельности адреналин является мощным источником удовольствия и роста самоуважения любителя бурной воды. При этом, чем более серьезную опасность удалось компенсировать, используя опыт и личные качества - тем выразительней ощущения!

Во всем вышесказанном нет ни капли иронии. Более того, такой род деятельности (выживание за счет персональных/групповых навыков) представляется весьма естественным и соответствующим природе человека, куда более, чем функционирование в роли крохотного чипа в суперкомпьютере современной цивилизации.

Но вернемся к вопросу о безопасности. Как уже ясно, исключить источник опасности нельзя в принципе - это убило бы саму природу спортивного сплава. Более того, любые знания и умения (снаряжение, тактика действий группы) будут периодически давать осечку - и тогда возникает аварийная ситуация, когда текущий уровень опасности резко превышает запланированный.

Вот с этого момента и вступает в действие комплекс факторов, определяющий тяжесть последствий аварии. По самой сути возникновения аварийной ситуации на воде, при этом резко возрастает роль личной подготовки и психических качеств. Реально, они зачастую куда важнее традиционных групповых мер по обеспечению безопасности.

С определенной вероятностью, возникновение аварийной ситуации неизбежно согласно самой сути сплава по бурной воде.

Как правило, сама по себе авария при сплаве не предопределяет тяжелых последствий либо трагического исхода. Она лишь многократно увеличивает их вероятность.

Возможный выход из аварийной ситуации (от безболезненного до самых тяжелых последствий) в основном определяется персональными знаниями и умениями. Именно их набор и определяет реальный уровень безопасности при сплаве.

3. Индекс выживания.
Трудно вести предметный разговор о безопасности без какой-либо количественной оценки. Практикуемая методика оценки степени подготовленности туриста даже не пытается выделить вопросы "выживаемости" как-то особо. Предполагается, что все это приходит с опытом, каковой и оценивается (достаточно формально) справками о походах. Однако наличие туристского опыта вовсе не эквивалентно высокой степени готовности к борьбе за собственную жизнь! Например, даже десяток сложных походов в осторожно действующей, уравновешенной и тактически грамотной группе не дадут того опыта по действиям в условиях аварии, который можно приобрести, волей случая попав в слабоуправляемую авантюрную компанию. Я вовсе не агитирую за подобный стиль! Однако следует четко понимать, что опыт участия в походах и опыт действий в аварийной ситуации - это существенно разные вещи. Несомненно, каждой категории сложности соответствует некоторый характерный уровень умений, весьма полезных для обеспечения собственной безопасности. Но и это весьма индивидуально! Распространенный пример - новичок, взятый в сложный поход матросом ката-четверки. Чем в более слаженную и опытную группу он попал, тем менее его ощущения (и самооценка!) будут соответствовать реальному уровню опасности.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы дать обьективную оценку знаниям и умениям данного конкретного человека по вопросу готовности успешно выжить после аварии на воде. Назовем такую величину индексом выживания (ИВ). Разумеется, он имеет смысл лишь в сравнении с уровнем сложности аварийной ситуации. То есть, один и тот же уровень ИВ может практически гарантировать безопасность на равнинной реке, являясь в то же время недопустимо низким для "шестерки".

Простейший путь для определения ИВ - просуммировать набор знаний и умений данного конкретного человека. При этом факторы логично разбить на несколько групп.

Пассивная защита - наличие и качество защитного снаряжения.
Техника выживания - опыт по выполнению конкретных действий в условиях бурной воды.
Личные данные - тип нервной системы, уровень тренированности и т.д.

Вариант оценки факторов на предмет подсчета ИВ приведен ниже. Разумеется, невозможно детально обосновать величину того или иного коэффициента. В данном случае они основаны на субьективном опыте и рассуждениях автора.

Таблица для оценки индекса выживания (ИВ)
(Следует просуммировать баллы, выбрав по одному варианту ответа на каждый вопрос)

Пассивная защита:
Спасжилет:
постоянного своего не имею 0
сделан по случаю из чего попало 1
куплен или сделан соответствено моим походам 2
Обьем жилета
15 - 25% моего веса. 1
25 - 40 % 2
более 40 % 1.5
я каякер и использую соответствующий жилет 2
Каска
постоянной своей не имею 0
дешевая хоккейная возраст более 7 лет 0.5
дешевая хоккейная возраст менее 7 лет 1
импортная хоккейная или whitewhater 1.5
Гидрокостюм
постоянного своего не имею 0
мокрого типа из прорезин. ткани 1
сухого типа фабричный 2
неопрен 3
Нож при сплаве
отсутствует 0
складной в кармане 0.5
в ножнах под жилетом 1
спец.стропорез во наружных ножнах 1.5
Техника выживания
Плавать
не умею 0
умею, но нырять не люблю 1
плаваю и ныряю с удовольствием 1.5
Cплав в жилете на струе в валах
не имею опыта 0
пробовал под наблюдением - береговой страховкой 0.5
опыт аварийного сплава по гладким валам 1
опыт сплава по крутым (опр.верхушка) валам с пеной 1.5
Прохождение сливов в спасжилете, имею опыт:
не имею опыта 0
гладкий слив без бочки 0.5
слив 1-1.5 м с бочкой 1
водопадный слив 2 и более метра 1.5
Прохождение прижимов в жилете, имею опыт:
не имею опыта 0
прижим с отбойным валом 0.5
прижим без отбойного вала, надводный выход 1.5
прижим без отбойного вала, подводный выход 2.5
Прохождение глубоких котлов в спасжилете или с перевернутым судном:
не имею опыта 0
выбросило либо вытащили страховкой 1.0
выходил самостоятельно по донной струе 3.0
Опыт оверкилей (для каякеров - с покиданием судна)
не имею опыта 0
только учебные 0.5
реальные, 1 или 2 1.5
от 3 до 15 2.0
потерял счет 1.5
Обратный переворот катамарана
(для каякеров - эскимосский переворот)
не умею 0
в принципе пробовал, но считаю экзотикой 0
нормальный для меня технический прием 2
Личные данные
Очки
ношу 0
не ношу 1
Легко пробегаю
до отходящего автобуса 0
3-5 км 0.5
10 км 1.0
25-30 км 2.0
В стрессовой ситуации
бледнею, все вокруг происходит мгновенно 0.5
краснею, происходящее кажется растянутым до бесконечности 1.5
не могу определить. 1.0

По прикидочным расчетам, соответствие уровня ИВ категориям сложности таково:
3 к.с. - 8.5-9.0
4 к.с. - 12.0-13.0
5 к.с. - 15.0 -16.0
6 к.с. - 20.0 и более

4. Так, собственно, "что делать?"
Само по себе вычисление ИВ приносит не больше пользы, чем любая статистика. Как уже говорилось выше, задача состоит в том, чтобы каждый отдельно взятый турист смотрел на проблему безопасности взглядом прагматика. А именно, вместо самоуспокоительного, но бесполезного "со мной этого не случится" должно быть "когда со мной это случится, что я смогу сделать?" - при твердой уверенности, что "это" однажды случится!

De facto, к такому взгляду на вещи приходит большинство по-настоящему опытных туристов, которые постигают мудрость данного подхода через царапины на каске и страстное желание усовершенствовать свой спасжилет после каждого серьезного "заплыва".

Беспристрастный подсчет собственного ИВ позволяет как минимум прикинуть собственные возможности и наметить пути для подтягивания слабых мест. Сравнение с членами команды - понять реальное соотношение сил в ней и, опять-таки, сделать что-нибудь конструктивное. Наконец, изложение собственной безопасности на языке баллов и коэффициентов позволяет чисто психологически безболезненно заниматься этим делом, не видя перед мысленным взором тех ЧП, о которых довелось слышать или быть свидетелем.

Особо следует упомянуть о водных соревнованиях по ТВТ. Как правило, часть, касающаяся спасработ в них, если и есть, то посвящена совершенно другой стороне проблемы - активному спасанию потерпевшего либо аварийного средства сплава силами береговой команды. Как уже ясно, это важно, но проблему личной безопасности не решает. Потому что все проблемы начинаются как раз там, где не срабатывает береговая страховка (а такое бывает слишком часто).

Ключ к реальному повышению уровня собственной безопасности - в изменении психологии вопроса. Считая, что ситуация, когда нужно будет выбираться собственными силами, случится неизбежно, нужно к этому планомерно готовиться.

Простейшая стратегия и тактика такой подготовки - один за другим "закрывать" пункты из таблицы подсчета ИВ.

Наиболее эффективно было бы внедрение такого подхода на уровне команды или турклуба. Сопоставление уровня ИВ туристов разного опыта, проведение соответствующих соревнований должно создать атмосферу, когда думать о собственной подготовке в плане выживания считалось бы хорошим тоном не только среди "зубров", но и среди новичков, идущих свой 2-3 поход.

5. Примерный перечень упражнений по повышению уровня безопасности при спортивном сплаве
Поскольку общая цель ясна, выбор конкретных упражнений предоставляет широкий простор для фантазии и экспериментирования. Ниже приведены лишь примеры использования различных условий для организации тренировок с общей направленностью на повышение безопасности. Основой считается катамаран. Байдарочники могут добавить собственной специфики, грамотный же каякер должен бы постигать все необходимое одновременно с ростом технического уровня.
Общий тренировочный процесс

Любые упражнения, повышающие работоспособность организма в условиях недостатка кислорода: интенсивный бег в гору, спортивные игры и пр. Общая рекомендация: для включения анаэробной энергетики оптимален интервал интенсивной работы организма от 20сек до 1-2 мин. Предупреждение: без достаточной спортивно-медицинской квалификации не рекомендуется экспериментировать с физическими нагрузками при задержке дыхания.
Спорт. игры и упражнения, развивающие координацию движений при большой роли периферийного зрения (широкое поле внимания, переключение мехду несколькими обьектами)

Занятия на гладкой воде (бассейн, пруд, равнинная речка)

Ныряние (без спасжилета и пр.) с целью найти положенный на дно предмет, развязать узел и пр.
Прохождение (без жилета, касаясь руками) под плавающим обьектом протяженностью 4-8 метров (байдарка, катамаран, ствол дерева, наплавные мостки) Цель - моделирование выхода из-под перевернутого судна.
Плавание в спасжилете на скорость.
Игра в водное поло в полностью или частично одетом сплавном снаряжении.
Учебный переворот катамарана с гребцами в канойках (упорах - прим. ред.). Используются 2 осн.веревки, закрепленные на разных бортах катамарана и пропущенные над и под ним врастяжку на два берега, а также рычаг-опора на берегу под той веревкой, что лежит сверху. Переворот осуществляется рывком 2-3 человек за веревку с берега. В зависимости от задания экипаж может выходить из каноек немедленно либо выжидая несколько секунд, фиксируя в сознании перевернутое положение под водой и привыкая действовать в таком состоянии.
Многократный прямой и обратный переворот катамарана силами экипажа. Прямой переворот - вспомогательный. Цель - отработка техники постановки катамарана на ровный киль.

Локальная турбулентность струи (отдельный слив, насосная станция оросительной системы)

Прохождение локальной турбулентности автономным сплавом.

Прямой/обратный переворот привязанного веревкой (которая удерживает его в турбулентной зоне) катамарана.

Прыжок в спасснаряжении в турбулентную зону, с закрепленным капроновым шнуром. Цель - имитация действий при зацепе. Задание - при торможении веревкой в потоке достать имеющийся в снаряжении нож, отрезаться от веревки и уйти в свободный сплав. Варианты: закрепление веревки обвязкой на груди либо за ногу. Запрещается неподвижно закреплять веревку. Ее конец находится в руках у страхующего, который следит за временем пребывания в потоке и состоянием тренирующегося.

Самостоятельное передвижение "корабликом" с использованием закрепленного на берегу спасконца (на реке нужно соорудить Т-образную систему из 2 веревок, одна из которых натянута с берега на берег несколько выше турбулентной зоны).

Несложный участок горной реки

Автономный сплав по участку шиверы 50-500м. под контролем 2 человек: наблюдатель со свистком в пункте с достаточным обзором (обрыв, отдельная скала, большой камень) и спасатель в конце тренировочного участка. Задача: освоиться в потоке, выработать оптимальные положение и ритм дыхания, научиться перемещаться поперек реки, используя как сам поток, так и надводные/подводные камни.
Упражнения по прямому/обратному перевороту катамарана в условиях реального горного потока.
Автономный сплав на несложном участке маршрута параллельно с катамараном (до 1км). Задача: отработать стиль перемещения (подход/отход) по отношению к судну в потоке. Задача для катамарана: периодически выполнять "спасение" тренирующегося, загоняя его между баллонов при маневрах как по течению, так и против.

Реальные препятствия III-V к.с.

Автономное прохождение отдельных элементов: сливов, проносных бочек и пр.
Заход в препятствие на перевернутом катамаране с задачей обратного переворота в подходящем месте (например, на вершине стоячего вала).
Купание в "держащей" бочке при наличии закрепленного на обвязке жилета спасконца. Оговаривается допустимое время на попытки самостоятельного выхода.

6. Проблемы, не затронутые в данном документе
По определению, концепция личной безопасности оставляет за рамками обсуждения некоторые другие важные вопросы. Вряд ли имеет смысл спорить, что весьма существенны также:

- конструкция и параметры сплавного и спасательного снаряжения
- грамотная тактическая организация прохождения препятствий группой
- приемы организации страховки с берега и с воды
- первая медицинская помощь пострадавшему

Однако большинство этих вопросов направлено на предотвращение автономного сплава. Именно это выделяет их в отдельную проблему. Точнее, другую грань той же самой общей проблемы обеспечения безопасности. Обеспечение указанных вопросов в большей степени забота руководителей групп, инструкторов и членов МКК. Проблема же личной подготовки в обеспечении безопасности есть непосредственное дело каждого, начиная с первого категорийного похода.
Организация путешествия
Действующая в настоящее время Единая всесоюзная спортивная классификация делит путешествия в зависимости от способа передвижения и условий их совершения на несколько видов. Наиболее массовые из них - пешие, водные, лыжные и горные.
Велосипедный туризм
велосипедный туризм
Водный туризм
водный туризм
Горный туризм
горный туризм