Занимаясь водным туризмом несколько лет и являясь страстным
рыболовом, я могу утверждать, что большинство "случайных
неприятностей", происходящих с нами на воде, не более чем
последствия несоблюдения правил техники безопасности. Вот
пример из собственного опыта.
Случится же такое...
Однажды во время рыбалки у нас с товарищем лопнули сразу обе
резиновые лодки. Сначала вышла из строя моя лодка: я услышал
противный усиливающийся свист, передняя половина "Нырка"
сморщилась, опала и погрузилась в воду. Я успел лишь
схватить рюкзак и, когда оказался в воде, закинул его на
корму. Уцепившись за баллон, я стал оглядываться в поисках
товарища. Он спешил ко мне на помощь. Ему оставалось сделать
всего несколько гребков, как вдруг раздался резкий хлопок, и
товарищ тоже оказался в воде.
Рыбалка была испорчена, снасти утонули, а всему виной -
чересчур плотно накачанные баллоны. Мы не учли, что лень был
жаркий, немилосердно пекло солнце, из-за чего резина
накалилась, воздух внутри баллонов нагрелся и... Это было
давно, но с тех пор мое основное правило, когда я нахожусь
на воде, - регулярно проверять баллоны на прочность накачки.
При этом лучше недокачать, чем перекачать.
Основные действия

Если вы все-таки оказались в воде, то главное - не
поддавайтесь панике! Необходимо сосредоточиться и трезво
оценить обстановку. Постарайтесь побыстрее сообразить, где и
в каком положении находятся снасти. Хаотичные движения
руками и ногами могут привести к тому, что вы запутаетесь в
леске и познакомитесь с остротой своих крючков, поэтому - не
делайте лишних движений. Когда нет возможности спасти
снаряжение (слишком холодная вода, течение и т.п.) бросайте
его, не раздумывая, - жизнь дороже любой вещи. Когда лодка
заякорена, "рубить концы" нужно после того, как вы зрительно
зафиксируете несколько ориентиров на берегу, с помощью
которых заметите место, где утонули ваши вещи. Может быть,
потом вам удастся их спасти. Если есть возможность -
оставьте на "месте крушения" буек.
Нож во время ловли с лодки всегда должен быть при рыболове.
Лучше держать его на груди в удобных ножнах или в чехле.
Вместе с лодкой

Поскольку почти все резиновые лодки имеют как минимум два
независимо накачиваемых баллона, то, когда вы оказались в
воде после прокола одного баллона, у вас есть шанс,
ухватившись за оставшуюся "в живых" вторую половину,
добраться до берега. Нелишне будет освободиться от одежды,
сковывающей движения, иначе вы быстро устанете.
Необходимо следить за направлением ветра и не пытаться плыть
против него. Лучше дальше, но по ветру. Это, же относится и
к течению, если авария произошла на реке. Разверните нос
лодки против течения, поверните его на 45 градусов и
гребите. Способ передвижения в воде зависит от вашей
комплекции. Если масса тела и ловкость позволяют взобраться
на "раненое" судно - пожалуйста. Если нет - буксируйте или
толкайте свой "спасательный круг" так, как это будет удобнее
для вас.
Здравствуй, берег!

Наконец вы на берегу! С вас ручьями стекает вода, холодно,
хочется съежиться и не двигаться. Вот этого-то как раз и не
следует делать. Оказавшись на берегу, прежде всего снимите
одежду и хорошенько отожмите ее. Даже если это проис ходит
глубокой осенью или ранней весной.
Натянув на себя отжатую одежду, сразу принимайтесь за
костер. В комплекте каждого рыболова обязательно должен
находиться спичечный коробок, запаянный в полиэтилен.
Старайтесь делать как можно больше движений, чтобы
согреться. Если в спасенных вами вещах есть спиртное, не
спешите употребить его внутрь. Сначала разотрите спиртом или
водкой тело до красноты, затем нагрейте эту жидкость и
выпейте 50 -100 г. В разогретом состоянии спирт практически
мгновенно всасывается в кровь. Злоупотреблять алкоголем не
стоит. Лучше, сразу после принятия вышеперечисленных
процедур, вскипятить чай и, добавив в него ложку спирта,
выпить его. Возле костра одежду лучше сушить не на себе, а
на колышках и перекладинах.
И напоследок.
Перед тем как покинуть водоем и отправиться домой, уже с
берега в спокойном состоянии постарайтесь определить место
затопления снастей. Мысленно набросайте береговой план
ориентиров и, если есть воз можность, запишите его. Всегда
старайтесь определить минимум три стационарные точки.
Например: на этом берегу лежит поваленная береза, на том -
стоит сухая сосна. Это одна линия, проходящая через нужное
место. Затем переходите на несколько метров выше и ниже по
берегу и намечаете еще подобные линии. В итоге у вас
получится два плана привязки к месту: с воды и с берега. Это
значительно увеличит шансы найти потерянные вещи.
Спасение утопающих, дело рук...
Если вы находитесь в лодке и невольно оказываетесь рядом с
попавшим в беду человеком, на вас ложится определенная доля
ответственности за его жизнь.
Здесь главное - не
растеряться! Вот несколько советов:
- не суетитесь - ваша суетливость может погубить не одну, а
две жизни;
принимать на борт "любителя водных процедур" можно только с
кормы. Если у вас нет опыта, а пловец начинает забираться в
лодку с борта
- существует реальный шанс оказаться вместе с ним за бортом.
Лодка очень легко переворачивается и накрывает горемык, и
тогда спасение оказывается проблематичным;
- в лодке обязательно должен быть спасательный жилет или, на
худой конец, надувная подушка (сиденье). Бросьте его
пострадавшему - это даст ему возможность раньше получить
помощь и немного успокоиться, прежде чем вы подплывете к
нему;
- когда, находясь на берегу, вы замечаете, что кто-то тонет,
не оставайтесь равнодушным наблюдателем и приложите все
усилия для спасения человеческой жизни;
- если вы не очень уверенно держитесь на воде, то бросаться на
помощь вплавь - полное безумие. Но не надо при этом и
метаться по берегу, давая утопающему бесполезные советы.
Внимательно оглядитесь вокруг:
- если поблизости есть какие-либо предметы, способные плавать,
бросьте их пострадавшему. Постарайтесь кри ком привлечь
внимание других людей;
- если же вы хороший пловец и реально рассчитываете на свои
силы - не мешкайте.
Подплывая к тонущему, помните о том, что
он плохо соображает и может, вцепившись в вас, потянуть за
собой на дно. Многие спасатели советуют слегка притопить
беднягу, дать ему хлебнуть воды, а потом без помех
буксировать к берегу. Но это очень серьезное испытание и для
спасаемого, и для спасателя, поэтому пользоваться им надо
только тогда, когда совершенно ясно, что скоро вместо одного
тонущего окажется два;
- на берегу захлебнувшегося человека следует быстро
перевернуть вниз головой и потрясти - освободить от воды
легкие. После этого активно делать искусственное дыхание.
Запомните!
Существует множество примеров, когда утонувшего человека
вытаскивали из воды через пять, десять и более минут, после
чего его удавалось оживить. Поэтому никогда не надо заранее
отчаиваться и прекращать поиски.