Прежде всего, несколько общих замечаний:
Шкала должна быть абсолютной, т.е. не
зависеть от того, где и кем она применяется. Это
требование - общее для любой системы мер: все
должны строить шкалу по одним и тем же реперным
точкам (например: тройная точка воды и точка ее
кипения при 760 мм.рт.ст.), иначе как сопоставить
результаты измерений?
Если
вводить свою шкалу, скажем, для каждого региона,
то как соотносятся подмосковная 6 (т.е. "самая
сложная речка в Подмосковье") и карельская 3
(т.е. "где-то средняя сложность для Карелии"),
и т.п.?
Если вводить отдельную
классификацию для каяков, другую - для
катамаранов, третью - для рафтов (плотов), то как
их соотносить между собой? Что сложнее -
катамаранная 3 или каячная 5? А если завтра
появится еще один тип судов - для него вводить
свою классификацию? Выходов возможно два. Либо
классификация должна быть универсальной, но при
планировании и оценке походов надо учитывать,
что пройти, скажем, 5-ку на катамаране намного
проще, чем на каяке. Либо ввести свою
классификацию для каждого типа судов и признать,
что к другим судам она не имеет никакого
отношения - так, по существу, и происходит,
особенно на старых плотовых речках.

Сложность реки не может
определяться иначе, как экспертными оценками по
грубой шкале из нескольких баллов. Никакие
количественные параметры - уклон, расход,
скорость течения (средняя? максимальная? какая-то
средневзвешенная?), количество камней (среднее?
максимальное на 1 км? на 100 м?) - не дают полной
информации о реке; сложность определяется только
полным их сочетанием, а оно, по определению,
уникально для каждой реки. Что сложнее: большая
глупая Катунь или маленькая крутопадающая
Сумульта, приток ее? С другой
стороны, критерии оценки должны быть достаточно
простыми для того, чтобы оценка не зависела от
квалификации конкретного эксперта (по крайней
мере, если он достаточно компетентен для данной
категории; очевидно, человек с опытом 2 не может
судить о том, относится ли некий маршрут к 5 или 6
к.с.). В международной шкале такими критериями
являются: наличие препятствий, возможность
определить линию движения и последствия ее
несоблюдения. В нашей классификации они вообще
не сформулированы, поэтому оценки чрезвычайно
субъективны.

Конечно, сложность реки сильно
зависит от переменных обстоятельств: уровня
воды, засоренности бревнами после паводка, и
проч. Максимум, что можно сделать - это определить
ее для некоторых средних условий. Конечно, любой
здравомыслящий человек должен учитывать, что при
изменении любого из этих факторов сложность реки
может меняться, причем для некоторых (например,
расхода) - в _любую_ сторону. Конечно, если обычно
условия далеки от средних - например, воды либо
очень много, либо очень мало - то такая
усредненная оценка не срабатывает. Но как иначе?
Вводить двойную оценку - для двух крайних
значений сильноменяющегося параметра? В
принципе оправдано, но сложновато...
Конечно, категория - это не точка, а
некоторый диапазон сложности. после того, как эти
диапазоны более или менее устоялись и стали
общепринятыми, возникает желание разбить их на
поддиапазоны, например, 3 -> 3-, 3 и 3+, или в спорных
случаях использовать промежуточное обозначение:
2-3 или 2/3. Конечно, на реке
возможны отдельные препятствия, сложность
которых значительно выше, чем основной части
маршрута. Как и у нас, они классифицируются
отдельно (типа "категория M с элементами
категории N"). Иногда их сложность указывается
в виде индекса.
Наконец, как и обещал, международная
классификация. Я встречал ее в нескольких
книжках, причем текст совпадает буквально, слово
в слово, так что, вероятно, это официальная или
общепринятая формулировка. Цитирую по книге: Ray
Rowe, White Water Kayaking (Salamander Books Ltd., London,
1988).
Категория 1: несложные
Течение имеется, однако
единственную опасность представляют небольшие
мели, на которых могут встречаться одиночные
выступающие камни.
Категория 2: умеренно сложные
Линия движения очевидна [с наплыва -
перев.], однако существуют простые препятствия.
Могут присутствовать небольшие сливы и
"бочки". В некоторых местах поток
ускоряется.
Категория 3: сложные
Существует вполне определенная
линия движения, которой необходимо
придерживаться, однако ее легко увидеть с
наплыва. Валы могут быть высокими и
беспорядочными. Камни и другие препятствия могут
быть многочисленными. Существуют бочки и
небольшие улова.
Категория 4: очень сложные
Линия движения в пороге не всегда
очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с
предварительным просмотром. Пороги непрерывны,
вода может быть мощной. "Бочки" очень мощные.
Необходимо постоянное маневрирование.
Категория 5: чрезвычайно сложные
Предварительная разведка
препятствий, как правило, необходима, поскольку
они содержат участки, представляющие серьезную
опасность для жизни. Пороги могут включать
высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень
сложные шиверы и сложные "бочки".
Препятствия непрерывны.
Категория 6: официальный верхний
предел
Возможность прохождения
существенно зависит от уровня воды. Последствия
ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать
любые типы препятствий со сложными и
затрудненными подходами.