туристическая энциклопедия
Пеший туризм
пеший туризм
Начало пути
Справочник туриста
Туристическое снаряжение
рюкзаки спальники
Рюкзаки Спальники
горелки палатки
Горелки Палатки
Питание в путешествии
Лыжный туризм
лыжный туризм

Конструкция велосипедного рюкзака

Из специфичного для велосипедного туризма снаряжения рюкзак, пожалуй, вторая по важности вещь, после велосипеда. Причем обычный пешеходный рюкзак мало подходит для подобного использования. Требуется специальный рюкзак, который, с одной стороны, удобно возить на багажнике велосипеда (а не на спине), а с другой в случае необходимости можно некоторое время носить на себе. Но если велосипеды представлены на нашем рынке достаточно широко, то с велорюкзаками дело обстоит хуже.

В московских магазинах можно найти несколько вариантов велорюкзаков. Их выпускают как западные производители, так и несколько отечественных компаний. Их можно условно разделить на 2 большие группы: рюкзаки для выезда за город и рюкзаки для многодневных путешествий. Первая группа представлена достаточно разнообразными моделями, рассчитанными как для надевания на спину, так и на крепление к велосипеду. Это небольшие рюкзаки, рассчитанные на то, чтобы туда можно было положить пару бутербродов, куртку от дождя и прочие негабаритные вещи. В этой группе есть достаточный выбор под различные требования велосипедистов.

Вторая группа рюкзаков рассчитана на более продолжительные, многодневные поездки. Выбор в ней намного меньше и, к сожалению, эти рюкзаки имеют, на наш взгляд, несколько недостатков, которые уменьшают возможность удобно и безопасно использовать их в многодневных путешествиях.

Для примера можно рассмотреть довольно похожие друг на друга велорюкзаки широко представленной на московском рынке немецкой компании Tatonka и известного отечественного производителя туристического снаряжения - московской фирмы Баск.

Оба эти рюкзака имеют сходный дизайн и разъемную конструкцию (2 сумки для крепления по бокам багажника и небольшой съемный рюкзачок сверху).

Tatonka модель Touring Pro:

   

На первой картинке вид рюкзака сбоку, на второй - вид боковой сумки со стороны крепления к багажнику, на третьей - верхняя часть рюкзака.

Баск модель BS 1

  

На первой картинке общий вид рюкзака, на следующих рюкзак разобран на 3 части. В такой конструкции есть свои преимущества:- во-первых можно регулировать объем рюкзака простым выбором его частей, - во-вторых верхняя часть трансформируется в наплечный рюкзак ( лямки не снимаются, а убираются в карман). Это удобно, когда надо перенести верхнюю часть рюкзака или использовать его как городской. Но для езды на велосипеде лучше пристегивать ее на багажник Рассмотрим некоторые недостатки этой конструкции. Во-первых, верхняя часть пристегивается молниями к боковым сумкам. Практика показывает, что первым делом в длительных поездках портятся молнии. Последствия известны - замена молнии или рюкзака целиком. Во-вторых, при выборе этого рюкзака, надо очень внимательно рассмотреть крепление боковой сумки, так как оно может быть настолько специальным, что будет подходить только к специальному багажнику. К тому же Tatonka для жесткости боковой сумки ставит в нее фанерную прокладку, причем фанера жестко соединена с рюкзаком и замене без распарывания рюкзака не поддается. В сложных путешествиях, когда некоторую часть маршрута можно преодолеть только пешком, переноска такого рюкзака затруднена (лямки имеет только верхняя его часть). При больших нагрузках на рюкзак (например, в многодневных поездках) пробивается и рвется наружный слой ткани со стороны, обращенной к велосипеду. Фанерная вставка тоже пробивается или ломается. И еще, если вспомнить, что рюкзак претендует на универсальность, он страдает тем же, чем и все универсальные вещи - подходит для многого, и не подходит ни для чего хорошо.

Таким образом, подобные рюкзаки лучше использовать в непродолжительных поездках по хорошим асфальтированным дорогам, например, велосипедным поездкам по Европейским странам. Столкнувшись с подобными проблемами, мы разработали свою конструкцию велорюкзака, которая за последние 5 лет была отработана в многодневных путешествиях различных категорий сложности. Эта конструкция представляет собой одно-объемный неразборный вариант. Материалом изготовления рюкзака выбрана кордура, для карманов использована более тонкая (и легкая) капроновая ткань. В местах соприкосновения рюкзака с багажником он сделан двойным, между слоями проложен тонкий слой пенополиуретана. Он с одной стороны предохраняет вещи от попадания "в колесо", с другой - предотрвщает рюкзак от пробивания об багажник случайно попавшими к внутренней части рюкзака жесткими частями снаряжения.

Особенность упаковки велорюкзака в том, что не имея жесткого каркаса, он при любом объеме перевозимого снаряжения для сохранения формы и надежности крепления на велосипед должен быть плотно набит. Это решается несколькими типами стяжек. Рюкзак может упаковываться удобным для владельца образом, в том числе просто "насыпанием" в него снаряжения, а после сборки быть затянут сверху тремя ремнями, которые опоясывают рюкзак с 4х сторон. Это позволяет максимально быстро собраться при выезде на маршрут (что особенно полезно для туристов, недавно принимающих участие в путешествиях), и при этом всегда иметь хорошо затянутую, "жесткую" конструкцию на багажнике, которая не поведет себя плохо предсказуемым образом в момент попадания велосипеда на неровную дорогу.

Такая плотная упаковка имеет и еще одно преимущество - рюкзак очень надежно "сидит" на багажнике и может крепиться к велосипеду за подседельную трубу единственной стяжкой. Это сильно упрощает его пристегивание и снятие с велосипеда.

Если регулировки объема рюкзака стягивающими ремнями будет не достаточно, на стороне рюкзака, обращенной к рулю, имеется дополнительная шнуровка.

Часто во время движения на маршруте бывают нужны всевозможные мелкие и не очень вещи, а распаковывать рюкзак нет ни времени, ни желания. На этот случай в конструкции рюкзака предусмотрено несколько видов карманов. Большой и плоский карман (для карт) находится под крышкой рюкзака. Емкие карманы располагаются на задней поверхности рюкзака. Кроме крышки карманов на "липучке", вокруг верха кармана располагается тесьма со стяжкой, что позволяет зафиксировать вещи в кармане в том случае, если крышка уже не закрывается (например, в карман поставили пластиковую бутылку). Эти карманы хорошо использовать и для хрупких и относительно габаритных вещей (кто-то возит там фонарик, туалетный набор, небольшой фотоаппарат), так как при падении велосипеда они почти никогда не страдают. На боковой поверхности рюкзака располагаются еще 2 типа карманов. Нижний - достаточно большой и плоский, мы используем для снаряжения, которое желательно иметь под рукой, и которому не страшны удары. Это может быть минимальный комплект ключей для велосипеда (серьезный рем. набор располагается внутри рюкзака) или сложенная тонкая куртка от дождя. Такое ее положение решает извечную проблему, когда дождь неожиданно пошел, а куртка где-то убрана глубоко в рюкзак.

Над этим карманом расположен еще один небольшой карман. Он чаще всего закрыт крышкой рюкзака. В него обычно кладут всякую мелочь, которая нужна не очень часто или требуется на привале. Этот карман застегивается на молнию.

Ну и последний, маленький кармашек находится в крышке рюкзака. Он, вместе с резиновым шнуром поверх крышки (для одежды, снятой во время движения по маршруту) завершает "внешнюю" систему крепления снаряжения.

У велосипедного рюкзака есть одна плохо решаемая проблема - как его транспортировать не на велосипеде. Велорюкзак имеет весьма неподходящую для переноски человеком форму, и ему очень далеко до изысканных конструкций анатомических пешеходных рюкзаков.

Тем не менее, возможно компромиссное решение, которое представляется приемлемым, если на маршруте не планируется неделю ходить пешком. Предлагаемая конструкция позволяет присоединить к рюкзаку съемные лямки, и после застегивания соответствующих стяжек рюкзак становится "носимым". Конструкция лямок состоит как из самих лямок, так и прокладки под спину, защищающую своего владельца от острых углов его снаряжения.

Преобразование велорюкзака в "рюкзак носимый" занимает пару минут и состоит в стягивании нижней части рюкзака с двух сторон имеющимися в конструкции стяжками, пристегивании системы лямок и фиксации рюкзака оттяжками, которые позволяют отрегулировать степень прилегания верхней части рюкзака к спине владельца. Возможна доработка конструкции вшиванием в верхнюю кромку рюкзака сворачиваемого "тубуса", который позволит, после перекладки рюкзака, сделать его уже и выше. Это увеличит анатомичность конструкции, но приведет к потере мобильности и имеет, на наш взгляд, смысл, только если планируется целый день пешего перехода. Риторический вопрос "зачем при этом нужен велосипед" адресуем руководителям, планирующим подобные маршруты :-) Теперь что касается способа заполучить этот "продукт велотуристического дизайна".

Рюкзаки шьются под заказ для членов Русского Велоклуба и в розничную продажу не поступают. Клуб формирует заказы, размещает их у производителя и через 1-2 недели получает рюкзаки. Цвет основного материала (кордуры) - черный, отделка может быть произвольных цветов. Возможно внесение небольших изменений в конструкцию под особые требования будущих владельцев. Чаще всего это - размеры и дополнительные детали под специфическое снаряжение (фототехнику, GPS...). Основываясь на такой схеме производства, удается получать велорюкзаки по сравнительно не высокой (1500-2000руб) цене при существенно более высокой, чем у аналогов, сложности конструкции.
Организация путешествия
Действующая в настоящее время Единая всесоюзная спортивная классификация делит путешествия в зависимости от способа передвижения и условий их совершения на несколько видов. Наиболее массовые из них - пешие, водные, лыжные и горные.
Велосипедный туризм
велосипедный туризм
Водный туризм
водный туризм
Горный туризм
горный туризм