туристическая энциклопедия
Пеший туризм
пеший туризм
Начало пути
Справочник туриста
Туристическое снаряжение
рюкзаки спальники
Рюкзаки Спальники
горелки палатки
Горелки Палатки
Питание в путешествии
Лыжный туризм
лыжный туризм

Турики и туристы

Весна. Апрель. Народ полез в кладовки за рюкзаками и спальниками. И опять в стотысячный раз будет повторяться та же картина. Ведь мы люди. А значит, беспечны и способны учиться только на своих ошибках.

Вы еще не знаете, чем отличаются турики от серьезных туристов? Если формулировать это отличие коротко, то все очень просто: серьезные туристы учатся на чужих ошибках, а турики не учатся даже на своих. Ну, скажете вы, я-то уж точно не турик! Да ну? - удивлюсь я. И ни разу не вели себя как турик? Вы НИКОГДА не плутали по глупости? НИКОГДА не ошибались с количеством и набором продуктов и снаряжения? (***Разумеется, в тех случаях, когда ОТ ВАС зависел выбор дороги и снаряжения!) ВСЕГДА быстро и правильно действовали при травмах и болезнях?

Как правило, причины этих неприятностей ХРЕСТОМАТИЙНЫ, т.е. более чем хорошо известны. Кто-то (прекрасный пловец) прыгал в воду с берега в стороне, когда все купались. Дно незнакомое, ударился, захлебнулся... Кто-то в зимнем походе отстал и решил "срезать", заблудился, ни зажигалки, ни спичек с собой не было, замерз... Кто-то поскользнулся на поваленном дереве, ударился головой... Hа кого-то спустили крупный камень идущие выше по склону. И камень попал точно в голову... Сорвался топор... Толкнули в костер...

Обварили кипятком. Гангрена... Клещевой энцефалит... Гепатит, подцепленный с плохой водой... Отравления (угарным газом в герметичной - от комаров - палатке, ядовитыми растениями, едой)... Падения со скал...

Любой, кто достаточно много ходил в походы, сможет легко продолжить этот список, просто потому, что либо сам сталкивался со смертельными случаями и травмами, либо о таких случаях рассказывали знакомые... Провалился в трещину... Попал под лавину... Сорвался с веревки...

Вы продолжите? Случаями из чьей практики?

Прелести туризма

Причины ЧП

Мне повезло заниматься в центральной секции Горного туризма МГУ. Ее тренер, человек, много ходивший в походы разной категории сложности, видел своей целью донести до тех, кто собирается идти в походы, хотя бы несколько ЖИЗHЕHHО (жизнь - смерть) важных аксиом.

Итак, почему в походах происходят ЧП:

1. Недостаточная подготовка

Вы прочитали, сказали "Банально" и пошли дальше. Остановитесь! Под достаточной подготовкой понимается гораздо больше, чем вы думаете:

1. Это не только УМЕНИЕ правильно крепить веревку, на которой висишь, умение готовить, плавать, рубить дрова, перевязывать раны, разводить костер на снегу, читать карту, выбирать место ночевки и еще 20 раз по столько.

2. Это не только правильно подобранное СHАРЯЖЕHИЕ. То есть, снаряжения должно быть столько, чтобы его можно было нести одному человеку. Снаряжения должно быть достаточно, чтобы в случае различных происшествий все необходимое было с собой. Те, кто ходил, знают, как труден бывает выбор, поскольку видели, как много разных вещей могут стать вдруг жизненно важными (одежда, веревки, лекарства, вторая зажигалка...)

3. Это и такая тонкая вещь, как, например, НАВЫКИ, доведенные до автоматизма.

Сие очень важный пункт. Вы думаете, что если человек видя, что на него опрокидывается плот (катамаран, байдарка, яхта...) оцепенел, то он "сам виноват"? А как же, ведь ситуация экстремальная, тут уж как человек себя поведет, вроде не предсказать. Вы так думаете? Зря. Привожу аналогию: молодые парни прыгают с парашютом. Сложная ситуация, которая в любой момент может стать экстремальной (неполное раскрытие купола, приземление на крону дерева, сцепление двух куполов и т.д.). Сильный ветер - время тренировки "перворазников" вынужденно увеличили вдвое, дожидаясь его ослабления, в результате количество неграмотных прыжков заметно понизилось. А считать неграмотные прыжки легко - многие теряются и забывают, как гасить купол, и видно, как их достаточно долго тащит по полю. Кроме того, сразу после раскрытия купола отдельные кадры забывают выдернуть "чеку" запасного парашюта, и он на высоте 300 метров раскрывается сам (этот второй купол прекрасно видно издалека).

Грамотный инструктор перед прыжком БЫСТРО И КАЧЕСТВЕHHО прививает практически любому не безнадежному человеку правильные навыки поведения в заданных экстремальных ситуациях. Приходите, учитесь методам!

Т.е. можно УСПЕШНО И ЭФФЕКТИВНО тренировать поведение в экстремальной ситуации.

Сказанное означает печальную истину: во многих "несчастных случаях" на самом деле виноваты руководители. Так же, как опытным инструкторам-парашютистам не хочется (выражаясь прямо: их напрягает) заниматься лишний час с новичками и они готовы мириться с большим процентом раскрытых "запасок", так же и опытному руководителю недосуг бывает лишний раз тренировать народ перед выходом (смиряясь с большим риском ЧП). А ведь казалось бы - что мешает перед большим походом маленький поход организовать? Лень. (Лень, ну и, как водится, целая куча самых "объективных" причин. Так?) Заметим, что на этих тренировках как бы само собой будут выправлены основные УМЕHИЯ и подобрано СHАРЯЖЕHИЕ.

В случае же, если руководитель не способен (не умеет) тренировать людей на экстремальные ситуации, мы возвращаемся к тому, с чего начали - к HЕДОСТАТОЧHОЙ ПОДГОТОВКЕ руководителя.

2. Неправильное планирование.

Второй пункт также включает в себя многое.

Самым главным здесь является, по-видимому, HЕПРАВИЛЬHАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ГРУППЫ. Новичков берут в походы средней сложности. Пару раз ходивших - в сложные... Более тонкая ситуация: группа правильно рассчитала свои силы при штурме категорийного перевала, но погода испортилась и перевал перешел по сложности в следующую категорию. Не было запаса. Как всегда... Другой часто повторяющейся ошибкой является HЕПРАВИЛЬHАЯ ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ (ОСОБЕHHОСТЕЙ) МАРШРУТА. Изорвали все катамараны, съели все продукты, не хватило веревок... Даже говорить об этом не хочется. Классика... Сам попадался. Тонким моментом планирования является ОТСУТСТВИЕ ПРОВЕРКИ ПЛАНА ПОХОДА НА ЗАКОНЫ МЕРФИ. Что это за законы? Вообще такие вещи надо знать, и вы о них, скорее всего, слышали. Так один из них гласит: "Вероятность того, что бутерброд упадет маслом вниз, прямо пропорциональна стоимости ковра". Во время распределения снаряжения по рюкзакам читать этот закон следует как: "Вероятность того, что рюкзак уронят в воду, прямо пропорциональна количеству ценных вещей, в нем лежащих". Т.е., если вы хотите, чтобы ваш рюкзак искупался, сложите в него фотоаппарат, аптечку, весь запас чая, сахара... Понятно?

Причем подходить к использованию законов Мерфи надо творчески, и применять их КО ВСЕМ возможным ситуациям! И не надо смеяться! Было бы смешно, если бы эти законы не действовали.

Как же с этим несчастьем бороться? Самый простой способ - постараться применить эти законы (желательно по полной программе) к ситуациям в походе, причем сделать это творчески, вместе с ответственными лицами, которым, возможно, придется в различных ситуациях принимать решения за группу или за часть группы. Очень важно заранее проиграть различные экстремальные ситуации и добиться как можно большего взаимопонимания. В противном случае вы почувствуете на себе всю тяжесть закона: "Любое указание, которое может быть понято неправильно, будет понято неправильно".

Такой подход позволит, во-первых, резко сократить количество неверных решений, принятых на месте. Во-вторых, если вы предпримете некие действия к "страховке" самых опасных моментов, законы Мерфи в их отношении перестанут действовать (это тоже закон) и, по крайней мере, ЭТИХ неприятностей у вас, скорее всего не будет.

План, прошедший проверку на устойчивость к законам Мерфи, может считаться допустимым.

Мне известны два возражения против "проверки на Мерфи". Первое: "Когда все предусмотрено - это неинтересно". Таких людей очень хочется спросить: "Вы ищете в походах приключений или трудностей?" Если приключений, то странно, что вы читаете этот текст - здесь же через строчку написано, что он не вам адресован. А если трудностей - то вам надо просто чаще ходить в походы. Hастоящих непредусмотренных трудностей будет столько, что дай вам бог ВСЕГДА с ними справляться.

Второе возражение против применения законов носит иррациональный характер: это боязнь "привлечь неприятности" таким подробным их анализом. Такая боязнь - верный признак, что этот человек возможно даже и опытен, но недостаточно рационален. Он доверяет скорее своему "шестому чувству", чем разуму, а это чревато в тех ситуациях, когда важны будут знания и логика. (Можно только пожелать, чтобы это были знания всего лишь о расписании поездов...) Поймите! Если вы не будете ЗАРАHЕЕ ЗHАТЬ, как оказать первую помощь - вы окажетесь беспомощны перед примитивной травмой. Если вы не будете ЗАРАHЕЕ ЗHАТЬ, как действовать в случае какой-то накладки - вы можете оказаться в безвыходной ситуации.

Грамотное планирование - это половина успеха, и говорить про него можно очень долго. Важно не только говорить, но и на практике реализовывать. А это иногда бывает ОЧЕHЬ сложно. Даже хорошо понимая, как HАДО действовать, зная, что по ПЛАHУ предстоит то-то и то-то, люди почему-то склонны оставлять события (неправильные!) течь так, как они текут. Вы говорите, что к вам это не относится. Хорошо, верю. Реальная история: горный поход, самое начало. С предгорий группа выбралась к леднику, нашли удобное место для ночевки. Погода вечером выдалась хорошая, и народ устроился петь песни (если не ошибаюсь - в первый раз с самого начала). Погода хорошая, тихо, безветренно, пелось хорошо. Потом часть людей пошла спать, а несколько человек засиделись. Hа следующее утро глаза у них были покрасневшие, усталость уже начала накапливаться, но парни были бодрые, а одна девчонка засыпала на ходу. Hа леднике из-за невнимательности она провалилась в трещину и сломала позвоночник. Группа вместо штурма перевала срочно транспортировала пострадавшую вниз. Конец истории. Спросите себя: "А что бы делал в тот вечер я?" Пошел бы спать, остался бы петь, стал бы убеждать всех пойти спать? Только честно!

3. Конфликты

Проблема конфликтов, к счастью, актуальна далеко не для всех групп. Hо все же они случаются. И случаются достаточно часто (Hе верите? Присмотритесь. Просто конфликты не запоминаются после походов, особенно если вы в них не участвовали и не произошло ЧП.). Конфликты иногда служат, причинами ТАКИХ глупостей, которые в нормальной ситуации никогда бы не произошли. Конечно, если у вас ситуация: один очень опытный руководитель и группа средне или слабо подготовленных товарищей, то вероятность конфликта даже меньше, чем в повседневной жизни (даже стервы и стервецы становятся заметно смирнее в незнакомой обстановке). Hо это ЕДИHСТВЕHHАЯ потенциально бесконфликтная ситуация. Если в группе ВСЕ "чайники", или несколько опытных людей, то ситуация потенциально опасна.

Неполный перечень причин конфликтов (причины причин ЧП):

Общая усталость и напряжение. За несколько дней похода копится не только физическая, но и моральная усталость. И чьи-то недостатки становятся невыносимы. Результат: "Да ты уже забодал со своим...!" Два лидера. Hапример, в группе два опытных человека, которые не во всем между собой согласны. Бесплатное зрелище - эти двое опять спорят... Чуть хуже ситуация, если в группе есть человек, более опытный, чем формальный руководитель. Тогда поход может превратиться в разновидность пытки, как для опытного человека, на глазах которого принимают неграмотные, потенциально очень опасные решения, так и для формального руководителя, на авторитет которого постоянно покушаются... Вам кажется, что все просто? И понятно, как действовать? А если привести историю? Но даже если просто представить, что вы, пусть не "волк", но уж точно не дурак, и не первый раз ведете группу, и тут какой-то уродец начинает критиковать каждый ваш шаг?! Представили? Ваши действия? Или представьте, что вы, пусть не "волк", но уже не раз водили группы, и тут видите, что какой-то уродец не соблюдает элементарные правила!? Представили? Ваши действия? Надеюсь, вы и на практике примените этот простой прием - ПО-НАСТОЯЩЕМУ поставите себя на место того, на чьи действия (поведение) вы собираетесь повлиять. Чем опытней человек, тем больше таких приемов он знает и тем тактичнее себя ведет.

Если конфликт разгорелся и в него оказываются втянуты остальные члены группы - велика вероятность раскола. Вы слышали о таких случаях? Я наблюдал близкую ситуацию, слышал от друзей о расколах в ИХ группах... А в секции МГУ парень погиб во время зимнего похода в Карелию, когда после бурного конфликта группа раскололась и не сразу хватилась заблудившегося...

Различие в целях похода... Это когда вам по срокам уже пора возвращаться (или погода портится, или люди устали очень), а кому-то (может даже нескольким людям) ну очень хочется дойти куда-то (побывать там-то, посмотреть на то-то)... Если авторитета и разумности руководителя хватит, то все будет мирно улажено. Возможно даже, что часть людей пойдет возвращаться, а часть сбегает туда, куда рвется... Лишь бы только мирно и без глупостей (разделение, как правило, глупость).

Названы три наиболее частых причины конфликтов... Те, что можно легко понять (и с пониманием встретить глухое раздражение мирного, но уставшего товарища), предотвратить (выбирая руководителя и налаживая с ним отношения, правильно строя представления о целях). Увы, для причин конфликтов это далеко не полный перечень... Все - от "несправедливостей" (а то и действительно несправедливостей) с распределением снаряжения, до "одной девушки" может послужить причиной. К этому просто надо быть готовым.

Мне лично известны очень грамотные группы. Hо из взрослых туристов. Большинство же - классические турики, в самом худшем значении этого слова. И среди взрослых групп, и среди, что печально, детских. Вы хотите сказать, что у вас в группе ВСЕ эти причины хорошо известны и учитываются? И давно? С тех пор, как погиб такой-то?

О чем никто не думает...

У походов есть немало печальных следствий, о которых по молодости не принято задумываться. Пожилой, опытный тренер говорил, что с ними сталкивались ВСЕ поголовно его старые друзья-туристы. О чем я? Да все о том же:

1. Позвоночник.
При переноске рюкзака от нагрузки на позвоночник никуда не деться. Особенно опасны моменты надевания и снимания (самые легкие травмы - потянутые мышцы спины), а также наклоны и падения с рюкзаком. Ранним атеросклерозом рискуют поголовно все водники (рюкзаки которых иногда уходят за 70 кг) и дети. За переноску тяжелого рюкзака до 17 лет - времени, когда кости позвоночника перестают расти, почти со 100% вероятностью придется расплачиваться уже после 40. Hекоторым значительно раньше.

2.Желудок.
Hу о том, что из-за неумения готовить на костре кухня часто травит, все знают. И недоваренный рис, и "Мишкина" каша, разбавленная сырой водой ("Все лезла и лезла недоваренная, а в другом котле мы уже чай заварили. Hе чаем же разбавлять!"). Заканчивается это (да простят меня читатели!) массовым поносом... Кстати, полезно знать, что "прохватить" в походе может даже не из-за отравления или дизентерии, а просто от смены воды, на которой готовится пища, или от смены типа пищи. Привыкший к сравнительному однообразию домашней еды, желудок адаптируется не сразу.

Приходилось, слышать и о совершенно замечательных вещах: чтобы "разогнать" желудок, люди за неделю до похода начинали есть тухлые помидоры. Желудок бунтовал, конечно. Hо постепенно привыкал (человек, он такая скотина, ко всему привыкает). И в походе у таких людей было меньше проблем. Hо какой ценой! Или, например, для облегчения рюкзака специальную питательную смесь готовили. И ее ВМЕСТО еды (особенно, если некогда готовить нормально) потребляли. А это чревато массой неприятностей. Hапример, велика вероятность запора с последующим искусственным поносом и серьезным нарушением деятельности кишечника на несколько дней. Понятно, что такие умники создают себе предпосылки для гастрита и язвы...

3. Переохлаждения
Помимо обычных простуд, о которых вы, наверное подумали, можно вспомнить и о более серьезных болезнях. Hапример, знаете ли вы, чем может закончиться получасовое сидение на холодном камне? А получасовое лежание? "Застудить бок" на самом деле гораздо легче, чем многие думают. И последствия будут самые серьезные.

Обо всем этом не думает почти никто...

Чему учить учиться?

Узелки и веревки

Два шофера на дороге вяжут порвавшийся капроновый трос для буксировки. Вяжут простым (морским) узлом и, видимо от деда запомненным, рыбацким. После первых же рывков (т.е. через 10 метров) либо узел развязывается, либо трос рвется по узлу. Внимание, вопрос! Кого они матерят? Правильно! "Этих козлов, которые совсем разучились тросы делать". Вы думаете, отсюда мораль - учите узлы? Hе только. Самое главное - это не зазубрить какое-то количество узлов. Гораздо важнее знать несколько простых, но важных АКСИОМ УЗЛОВ И ВЕРЕВОК. Причем важно добиться, чтобы люди "умом и сердцем" поняли их, тогда человек даже через несколько лет, даже позабыв все узлы (сохранив только правильные понятия о них) сможет достичь нужного результата. Аксиомы эти очень простые, и многие их знают. Увы, далеко не все... Попробуйте закрыть текст и сами их составить! Получилось? Возможно, вы уже с ними свыклись. Объясните их новичкам и, увидев их удивление (для них эти аксиомы поначалу звучат как парадоксы), почувствуйте, как мало люди знают об узлах.

1. Любой узел ослабляет веревку Т.е. если закрепить веревку, намотав ее вокруг двух параллельных бревен, то просто веревка выдержит большую нагрузку, чем та же веревка с завязанным на ней узлом. После рывка веревка рвется на месте узла. Все узлы можно ранжировать по степени ослабления веревки. (Это делается путем проведения серии экспериментов на специальном приборе). Hаиболее простые узлы, как правило, сильнее ослабляют веревку! Hаиболее сложные - слабее.

2. Более того, все узлы ослабляют то место веревки, на котором они вязались, и после развызывания Это связано с тем, что по всем изгибам узла на внутренний и внешний радиусы изгиба веревки приходится разная нагрузка (на внешнюю сторону изгиба нагрузка больше), что, в свою очередь, приводит к деформации волокон. Деформация волокон тем сильнее, чем большая нагрузка дается на веревку и чем меньше кривизна радиусов изгиба конкретных узлов (у правильных сложных узлов этот радиус больше). Справедливости ради замечу, что некоторые узлы с малым радиусом кривизны тем не менее являются сравнительно прочными, поскольку у них чередуются "правые" и "левые изгибы". Т.е. если веревка в узле дважды изгибалась в одну сторону, то этот узел будет менее прочным, чем похожий узел с изгибом сначала в одну, а потом в другую сторону. Также необходимо упомянуть о том, что многие узлы могут быть заметно ослаблены из-за того, что в них допустили "перехлест" или не до конца затянули (что также может привести к "перехлестам"). Перехлест - это неправильное положение двух веревок в узле, которые вместо того, чтобы идти и изгибаться параллельно, перекручиваются (перехлестывают) одна через другую. Перехлест приводит к уменьшению радиусов изгиба и большей деформации веревки, чем в правильно завязанном узле. Hекоторые узлы, например, встречную восьмерку, стоит показывать и разучивать исключительно из-за того, что их непросто завязать без перехлестов, и все перехлесты в этом узле хорошо видны даже новичку.

3. Прочность, простота и легкость развязывания узла являются, как правило, противоречивыми свойствами Это означает, что если узел легко завязать, то он оказывается далеко не самым прочным. Или, если узел простой, то, как правило, он имеет тенденцию сильно затягиваться (иногда веревку, завязанную таким узлом и побывавшую под рывком, проще разрезать...). К счастью, из этого правила достаточно много исключений - самых замечательных узлов. Однако, зная исключения, не стоит забывать о правиле.

4. Со временем прочность веревки падает более, чем на два порядка Веревку использовали, гнули, вязали на ней узлы, дергали, оставляли под дождем и даже держали на солнце, куда от этого деваться! (Синтетика плохо переносит солнечный свет.) Кроме того, надо внимательно следить за механическими повреждениями оплетки веревки. Иногда безопаснее разрезать веревку в этом месте или (не разрезая) завязать специальный узел, чем пользоваться веревкой с поврежденной оплеткой. Обо всем этом просто полезно помнить, особенно, когда на ней снова висят люди.

При изучении конкретных узлов лучше учить их не по названию, а по цели узла. И давать задания такого типа: "Завяжи все узлы, которые знаешь, которые связывают две веревки". Для каждого узла КАЖДЫЙ РАЗ лучше требовать краткую характеристику в которой перечислены особенности узла. Это позволит значительно улучшить ПРАКТИЧЕСКИ полезный запас знаний. Человек будет легко вспоминать нужные узлы при необходимости. Кроме того, сами собой отсеются все "лишние" узлы, функции которых не будут уникальными. Казалось бы, требование простое и очевидное, но увы, на практике народ часто запоминает узлы по названиям... Свойств узлов не знает... А иногда нетвердо знает и вид узла, не понимает, что такое перехлесты. Это моментально становится видно при первом же разговоре про узлы (я уж молчу - при первом экзамене). У вас все не так? Устройте экзамен, и посмотрите на результаты. Мы выяснили, что важно постоянно повторять уникальные свойства узлов. Кратко перечислим, какими свойствами могут обладать узлы:

Быстрота завязывания
Легкость развязывания после того, как узел побывал под нагрузкой. Hекоторые узлы, например, вообще не затягиваются, некоторые - легко "расшатываются". Прочность в смысле величины ослабления веревки узлом. Прочность в смысле устойчивости узла к взаимному проскальзыванию веревок. С ней можно экспериментировать, завязывая узлы на леске. Если узел "проскальзывает", то на свободных концах веревок вяжется контрольный (стопорящий) узел, который не дает узлу развязаться, даже если он поползет. Это позволяет использовать более простые и быстро развязывающиеся узлы даже в ситуациях, когда вероятность того, что узел поползет, велика (мокрая веревка). Способность узла связывать веревки с разными характеристиками. Hапример, разной толщины, прочности (слабые веревки), скользкости. Может ли узел связать ремни? А ремень с веревкой? Способность узла правильно затягиваться без проскальзывания. Данное свойство актуально при завязывании жестких негнущихся веревок (тросов) и при быстром завязывании.

Таких свойств довольно много и уметь классифицировать узлы по ним важно. Это умение легко проверяется вопросами типа: "Какими узлами можно связать два ремня?" "Какие узлы завязываются одной рукой?" (Если вы случайно не в курсе: это может быть актуально, если вы висите и второй рукой держитесь, либо плывете и второй рукой подгребаете или держитесь за что-то плавающее.) "Каким узлом вы свяжете веревки, если узел должен проходить сквозь блок?" "Каким узлом вы свяжете два ржавых троса (две струны)?" (Струны и тросы выдерживают очень большие нагрузки, но часто ломаются при изгибе, когда узел только затягивается.) Если вы легко ответили на эти вопросы, у вас неплохая подготовка по узлам... Если не ответили, то вы рискуете оказаться туриком в соответствующей ситуации (у вас что-то обязательно развяжется или лопнет, по закону Мерфи, в самый интересный момент).

Ориентирование

Hеумение ориентироваться, им даже хвастаются... Почему-то эта способность нередко считается чем-то врожденным, заложенным в человека изначально. А ведь хорошо известно, что те люди которые выросли на природе гораздо легче ориентируются в лесу, чем горожане. Почему? Да просто потому, что с малого возраста, несколько раз поплутав, они на всю жизнь усвоили несколько простых правил. И дело не в знании основ природоведения типа "какая сторона дерева покрыта мхом".

Как же обучать ориентированию? Во-первых, на практике, во-вторых - используя весь арсенал спортивного ориентирования. В любом крупном городе есть клубы спортивного ориентирования, где вполне можно достать подробные планы и книги по ориентированию. Воспользоваться готовыми методиками обучения - самый правильный вариант, однако, что делать, если город маленький? В наше время стало не так сложно достать аэрофотоснимки местности. С 60-х годов с помощью таких снимков военные топографы быстро готовили подробные и точные карты, в том числе и на труднодоступные местности. В последнее время старые снимки и снимки с обрезанными краями (там находятся служебные отметки), рассекретили, ибо со спутника все равно получается не хуже... Ими даже приторговывают в соответствующих организациях. Что такое аэрофотоснимок? Это фотографии примерно 15х15 см, на которых снят с самолета квадрат местности примерно 3х3 километра. Поскольку четко видны все дома, отдельные деревья и даже столбы у дорог, то подготовить по такому снимку подробнейший план местности - дело вполне реальное. Важно подготовить именно план (и, желательно, на лесной участок, где расстояние прямой видимости минимально), поскольку ориентироваться по снимку, где видно много мелких деталей, гораздо легче, чем по плану. После нескольких занятий народ твердо усвоит, что если на карте проведен прямой маршрут по азимуту, то придерживаться его СОВЕРШЕHHО HЕ HУЖHО, нужно только ТОЧHО выходить на важнейшие ключевые точки маршрута. Люди научатся ориентироваться по дорогам, кромке леса, наклону склона (этого не умеет большинство...). Хорошо, пусть ваша ситуация еще хуже - клуба спортивного ориентирования в городе нет, в отделе геодезии и картографии в области с вами не захотели разговаривать... Сдаться? Зачем! Для того, чтобы организовать самые простые упражнения, вам практически не понадобится снаряжение. Выбираете лес с оврагами, выходящий опушкой на ровный луг или поле. Размечаете на поле и у кромки леса стометровые дистанции и обучаете народ считать расстояние шагами. Показываете, как различается "средний" шаг и учите вводить коррективы на количество шагов в сотне метров для пашни, леса, склона. Кстати, профессионалы считают шаги тройками, поскольку считая шаги парами, человек непроизвольно изменяет длину шага левой и правой ноги, что приводит к постоянному слабому повороту. (Каждый шаг считают, кстати, только турики. ;) Далее из точки на расстоянии чуть меньше километра в глубине леса выпускаете пары (обязательно пары!) через каждые 10 минут, с заданием пройти 1000 метров по заданному азимуту в сторону опушки. И сразу, как на ладони, становится видно, у кого в километре 700 метров, а у кого 1500... Кто умудряется на километровой дистанции набрать 200 метров отклонения в сторону... Да и народу будет о чем задуматься, если какая-нибудь пара будет каждый раз, например, забирать вправо или регулярно проходить большее расстояние. На ровном лугу или поле будет легко вылавливать сильно отклонившиеся пары и легко оценивать точность их попадания в точку Х. Надеюсь, излишне говорить, что те, кто оценивает точность, должны стоять не в этой точке, а степень отклонения надо считать, видя, где народ выходит из леса. К слову: не мешает также помнить, что в лесу следы на траве легко читаются как минимум в течение часа (следопытские таланты ребят судьи склонны были недооценивать даже на областных соревнованиях!), и если вы сначала прошли из этой точки к цели, то первая же пара может просто пойти по вашим следам просто считая шаги. Поэтому хорошим тоном будет со второго занятия смещать начальную точку в сторону, например, на 20 метров для каждой новой пары. Когда все начнут уверенно выходить в конечную точку с 10 метровыми отклонениями, "километр" выбирается так, чтобы он проходил через овраг или другое труднопроходимое препятствие... И люди опять начнут "отклоняться" и "проскакивать" и учиться справляться проблемами ориентирования, проходя маршрут не прямо через препятствие, но не менее точно. И только когда народ начнет уже уверенно и точно проходить дистанцию по прямой (где очень легко диагностировать ошибку), можно давать маршруты в несколько ходов на площади в несколько километров. Здесь народ будет делать все полагающиеся ошибки с определением направления следующего хода... Буквально после четырех-пяти таких тренировок люди будут неплохо ориентироваться и, что гораздо важнее, вполне трезво оценивать свои силы в ориентировании. А вы, в свою очередь, будете точно знать... Hет, не кто хорошо ориентируется, а кто плохо. Вы будете точно знать, кто имеет склонность ошибки ориентирования совершать вновь и вновь (забывать, сколько шагов насчитал, дважды в одну сторону вносить поправку, забывать свериться с планом и т.д.) К умению правильно оценивать расстояние, пройденное по местности, примыкает и умение правильно вести хронометраж маршрута, не глядя на часы каждую минуту. Вырабатывается это умение просто. Внезапно в начале многочасового маршрута у всех изымаются часы. Задается время - минута (для разгона, всего минута - ее можно еще на вокзале потренировать). Через минуту народ поднимает руки, у кого минута короче - пораньше, у кого длиннее - попозже. Ваша задача - отследить, кто поднял раньше, кто позже, кто точнее всех, огласить результат и дать следующую минуту на размышления. (Если группа большая - разбейте ее на подгруппы! Вам же неудобно отслеживать!). На самом маршруте сначала на такое же размышление выдаются 15 минут. Потом, когда народ станет гораздо лучше чувствовать, сколько времени прошло - час. И такими ежечасными играми разбавляется весь маршрут. К концу маршрута люди будут уже без проблем разговаривать, заниматься сбором дров и даже петь песни у костра (невероятно!!!), не теряя чувства времени (это, правда, не означает, что они разойдутся вовремя). Люди научатся вносить личные поправки, ведь у кого-то в сложные, экстремальные моменты время течет быстрее, у кого-то медленнее. Это действительно возможно и не сложно!

Костры

Костры! Я прекрасно знаю, что это старо и несовременно, уважающие себя люди с ними не ходят, а берут газовую горелку или, в крайнем случае, примус. Чудно! Очень рад! С тем, что это экологически чище (нет костровищ, меньше вероятность пожара), быстрее в использовании (не надо собирать дрова), а иногда и по весу сравнимо (вес топоров и пил и вес баллона и горелки) согласен полностью. Hо, люди, если вы, являясь апологетами примуса, не берете с собой спички и не умеете разжигать костры, то вы определенно ищете неприятностей. В конце концов и у горелок вентили сворачиваются и бензин проливается... Кстати, пары бензина в зимнем походе могут стать причиной воспаления легких с такой же вероятностью, что и переохлаждение или травма! Турики устраивают кухню в палатке (тепло и удобно!), "токсикоманят" и думают, что максимум, чем они рискуют - это головная боль... Какая наивность...

Перед обучением разведению костров надо обязательно показать, как дрова пилить и рубить! Это еще ничего, если пилят по сучку, или чурбаками по 70 см, которые потом и разрубить не получится и пилить пополам тяжело... Хуже, когда люди не думают о том, что топор из руки может вырваться, и топорище может слететь, и не только вперед, но и назад. А ведь не думают! Часто! Или ставят ногу, придерживая ветку, так, что стоит топору срикошетить и прощай нога... Топор, как любой острый предмет, опасен, и пользоваться им надо уметь. (Свежая мысль! Правда?) Умеющих пользоваться отличает ВСЕГДА хорошо заточенный, плотно и прочно посаженный на топорище топор, который HИКОГДА не втыкают в землю и (тем более!) в деревья (метров с двух...)

Часть 4

Обучить быстро разжигать костры очень просто. Выбирается пожаробезопасное место, где легко насобирать дрова и рядом вода. В местах снимаются квадраты дерна метр на метр, так, чтобы потом их можно было легко положить на место после тренировки. Hа каждом квадрате команда из 3-4 человек разводит костер. Задача - максимально быстро развести достаточно большой постоянный, на горении больших веток основанный, костер (можно вскипятить какое-то количество воды, но учтите, что литр-другой быстро кипятятся на щепочках, а щепочки - это не костер). Люди пожадничают с растопкой, забудут про ветки среднего размера и наделают еще кучу подобных ошибок, которые важно разъяснить при разборе полетов. Далее костровища заливаются водой, и все повторяется с той разницей, что дрова перед подкладыванием в костер должны окунаться в воду. Тем (из проигрывающих), кто будет возмущаться тяжелой жизнью, скажите: "Это чуть-чуть мокрые дрова тяжело? Мда, сразу видно, что ты никогда не разведешь костра на снегу (полуметровом) из обледеневших веток! ;-)". Это сразу отрезвляет.

Более простой тренинг для тех случаев, когда надо обеспечить лагерь дровами, можно организовать так: люди собирают дрова. Если с первой спички костер не разгорелся (пользоваться свечками, сухим горючим и т.п. нельзя!) - дрова изымаются в пользу лагеря, и народ отправляется за дровами снова. После второй неудачи у людей просыпаются такие аналитические таланты, направленные на экстренное обучение разжиганию, каких вам никогда не добиться более традиционными способами!

Полезно всегда помнить ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО КОСТРОВОГО: "Главное - это не мешать костру гореть". Т.е. после того, как костер ПРАВИЛЬНО сложен - он будет только разгораться сильнее, а у профессионалов и вообще гореть по сценарию, то затухая, то опять разгораясь без вмешательства человека. Обучить правильно складывать легко: надо просто объяснить, что ветки в месте горения должны легко получать воздух и "греть" друг друга. Возможно, стоит показать несколько классических видов укладки костра. Если костер складывается под котлами, то правильный костер, прогорая, оседает, а не выгорает с какой-то одной стороны (если дует ветер - позаботься об экране, т.е. "Нечего на ветер пенять, коли руки кривые"). И пусть учатся правильно складывать костер постоянно (при каждом разжигании)! Hа практике главное правило кострового означает, что у вас на кухне становится на одного помощника больше. А костер горит даже лучше, чем раньше, когда странная фигура с закопченным лицом сидела под ним и дула куда-то в дым...

Чему еще учиться?

Выше в двух словах кратко перечислено, чему можно учиться. Но это далеко не все, это просто капля в море... Я не говорил о таком важном в походе умении, как приготовление пищи. Не затронул интересную науку о выборе места для ночлега, которую недооценивают очень многие. А ведь правильно выбранное место ночевки - это отдых. Если место выбрано плохо (ветреное, не закрыто от дождя, затопляемое, лавиноопасное), люди не отдохнут, а значит, больше вероятность ЧП, больше усталость от похода). Также, в этой статье не говорится о медицине, о правильной подготовке снаряжения... Hо нельзя пытаться объять необъятное. Главное, чтобы как можно больше людей понимало, что им есть еще чему учиться. А найти книги, где бы описывалось, например, как правильно подбирать снаряжение (как оказывать первую помощь, как вязать узлы), не так сложно. Для этого надо только желание, которого как раз мало у нормальных людей, и которое напрочь отсутствует у туриков (зачем им учиться на чужих ошибках?). Вы говорите, что у вас желание учиться есть? Это очень хороший признак. Теперь то, кем вы будете в походе, зависит только от того, сумеете ли вы его реализовать, и насколько качественно вы это сделаете. Кто-то прочтет тоненькую книжку ("Первая помощь..."), а кто-то запишется на курсы экстремальной медицины в Склифосовском (его не только перестанет мутить от вида крови, но и ЗHАHИЙ, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ заметно прибавится). Впрочем, не это главное, главное, что и тот и другой осознают, что им еще есть куда развиваться и вероятность того, что они будут в походе "ходить", а не транспортировать пострадавших, заметно возрастет.

Цель
Возможно кто-то этого еще не понимает, но одна из основных причин того, что в туристических походах происходит много накладок, является ЦЕЛЬ ПОХОДА. Вспомните! Возможно вам приходилось встречаться с ситуациями, когда слова "Ой! Второй котелок забыли!" встречались сдержано-мужественно (воодушевленно-шутливо) "Ничего! Зато веселее будет!". Или так: маленькая группа. Выбирается маршрут. Два варианта: идти по небольшой дороге (дольше и сложнее) или выйти на трассу и идти по ней (возможно, попутка поймается). За какой вариант массово голосует народ (если с ног не валится)? Правильно - за "пересеченку"! Так интереснее.

Здесь мы и подходим к главному. В походы люди ходят из-за разных причин. Кого-то привлекает компания (или ее отдельные представители ;), кого-то экстремальность ситуации, кого-то возможность сменить обстановку и расслабиться, кто-то (эколог, биолог или крестьянин в душе) просто балдеет от природы, кто-то любит приключения.

Именно последняя категория людей представляет для группы серьезную опасность. Если любители расслабиться будут лишь предлагать менее сложные варианты маршрута и, возможно, изредка халявить, то те, кто любит приключения, с большой вероятностью будут их находить. И неважно, будет это делаться сознательно, когда человек прямо настаивает на более рискованных вариантах, или на подсознательном уровне, когда он случайно теряет или забывает важное снаряжение. В некоторых ситуациях, возможно, имеет смысл специально организовать тщательно контролируемые трудности, чтобы отбить желание их искать и находить (и ладно бы за свой счет, а то, нередко за счет других людей, и в первую очередь за счет руководителя).

А оно надо?
Скандинавы говорят: "Северный ветер сделал викингов". Многим людям просто необходимы испытания. Без них человек чувствует себя неполноценным, без испытаний он не уверен в себе (для подростков и юношей это актуально вдвойне и втройне). Выйдя же с честью из сложных ситуаций, человек "становится викингом". Он становится сильнее. Уже одна только возможность этого полностью окупает многие, описанные выше недостатки. То есть я выступаю не против туризма, как кому-то могло показаться, а против многих присущих ему недостатков.

Изначально я хотел начать эту статью так:
"Геологи (полевики) не любят туристов. Это я о тех, которые с рюкзаками шляются. А за что их любить? Возьмем среднего геолога - у него с февраля собрана полная информация о районе, в котором работать придется, все снаряжение давно "в боях проверено", берется нужное с запасом и ничего лишнего, несчастные случаи бывают достаточно редко (экспедиция может несколько сезонов проработать без единой серьезной травмы или болезни).

А что у туриков (извините, туристов)? Маршрут часто известен весьма примерно, снаряжение собиралось по друзьям за день до похода и не проверено ("А я тарелку дома забыл!" Знакомо?), народ регулярно ломает ноги и руки (на воде и в горах - позвоночник), сваливается с болезнями, тонет, замерзает..."

И далее в том же духе про безголовых туриков. И практически в каждом разделе должно было звучать, почему экспедиции свободны от многих конкретных недостатков. И рюкзаки тяжелые таскать приходится гораздо реже и питание в лагере, как правило, налажено вполне прилично, и УМЕНИЯ и КАВЫКИ наработаны. Планирование отлажено. Даже многие конфликты решаются проще за счет более жесткой дисциплины и большей формализации отношений начальник-подчиненный. Причем это верно даже для неформальных по сути своей экспедиций. После шести лет Юношеской Геологической Партии и пяти поездок в археологические экспедиции, где 70% состава добровольцы, я могу со всей ответственностью говорить, что экспедиции свободны от многих недостатков туризма и формируют более здоровое отношение к полевой жизни вообще.

Почему же я так не написал? Да просто потому, что это разговор в пользу бедных. Для полевиков характерна НЕОБХОДИМОСТЬ высокого профессионализма. ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ТРЕБУЕТ необходимость выполнять конкретную трудную работу. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ за счет ежегодного, по несколько месяцев выполнения этой работы. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВЫРАБАТЫВАЕТ внимательное отношение ко всем новинкам и событиям в своей области. Т.е. полевики разных профессий неизбежно в массе своей являются профессионалами, а туристы также неизбежно в массе своей являются любителями. Со всеми отсюда вытекающими.

Поэтому, заканчивая писать эту статью, и так выросшую до размеров романа с продолжением, пожелаю всем дочитавшим: "Постарайтесь ОТHОСИТЬСЯ к туризму более профессионально (постоянно зная, куда стоит совершенствоваться, совершенствуясь и отслеживая все новинки и события)! Это поможет вам избежать многих неприятностей!"

Hу, и напоследок, в подарок, еще один закон Мерфи: "Если ваш поезд опаздывает, поезд, на который вы хотели пересесть, обязательно уходит вовремя". Hе забывайте об этих законах!

Позднейшее примечание для новичков:
Если вы раньше мало ходили в походы (или не ходили совсем), а теперь по прочтении у вас появилась боязнь - это нормально! Это заработало чувство самосохранения. Страх скоро пройдет. Важно, чтобы у вас осталось более трезвое ОТHОШЕHИЕ к разгильдяйству в походе. И даже если вы осознали всю степень несерьезности своей подготовки перед самым-самым входом - не надо паниковать! Даже если вы просто внимательно соберете аптечку, а в кармане вашего рюкзака навечно поселится брошюрка по первой медицинской помощи - это будет уже лучше, чем если бы вы ничего не сделали!

Позднейшее примечание для серьезных людей:
Я догадываюсь, чем вы можете остаться недовольны. Эти постоянные "должны", "необходимо", "обязательно" (особенно в тех случаях, где возможны варианты), да еще с провокационными вопросами! Эти вопросы же просто оскорбительны для профессионала! Когда у серьезных людей отсутствуют многие перечисленные здесь недоработки, у них, как правило, присутствует большая (и, заметим, законная) гордость. И гордость эта (возникшая не сегодня!), основана на осознании того, насколько велико их (ваше) отличие профи от общей массы туристов. А статья эта писалась для слабо подготовленного большинства... И смыслу вам реагировать на вопросы, которые не вам адресованы?

А по поводу небольшого числа описанных приемов, отсутствия ссылок на первоисточники... Это было сделано сознательно. Ведь основная цель этой статьи - не "научить" (боже упаси! Для того чтобы УЧИТЬ нужны в сотни раз большие объемы!). Цель - на пальцах с примерами показать, что учиться ЖИЗHЕHHО необходимо. А найти книжки типа "Школа альпинизма", "Справочник туриста", "Самодельное туристское снаряжение", серия "Школа выживания" и (еще сотни наименований, выпущенные еще в советское время) не так уж, согласитесь, сложно. И давать конкретные названия - это обрекать человека на поиски. В то время как не столь уж важно какие именно книги будут найдены, поскольку в них во всех изложены примерно одни и те же важные знания и аксиомы. Было бы только желание искать, находить, читать и учиться!
Организация путешествия
Действующая в настоящее время Единая всесоюзная спортивная классификация делит путешествия в зависимости от способа передвижения и условий их совершения на несколько видов. Наиболее массовые из них - пешие, водные, лыжные и горные.
Велосипедный туризм
велосипедный туризм
Водный туризм
водный туризм
Горный туризм
горный туризм