туристическая энциклопедия
Пеший туризм
пеший туризм
Начало пути
Справочник туриста
Туристическое снаряжение
рюкзаки спальники
Рюкзаки Спальники
горелки палатки
Горелки Палатки
Питание в путешествии
Лыжный туризм
лыжный туризм

Дизайн и конструкции палаток

Когда речь заходит о конструкциях и дизайнерских находках, любой аналитический материал может устареть на глазах и что-то упустить из виду. И все же основные типы палаток по внутреннему строению постараемся здесь описать.

Прежде всего, выделим из общей группы тенты. Это все те конструкции, где не предусмотрено дно, да и стены не обязательны. Тент может быть просто куском специальной ткани с отверстиями для шнуров (по принципу «крепите, как и где хотите») либо иметь определенный покрой и даже каркас для удобства использования. Как правило, задача тента – обеспечить защиту сверху, и при нормальной установке (натяжении) современные тенты с такой задачей прекрасно справляются.

Переходим собственно к палаткам. Все они в современном варианте обеспечены прочным непромокаемым дном. Сверху же палатка может быть однослойной либо двухслойной.

Однослойная палатка, хотя и не промокает, хуже держит тепло и менее комфортна. Это довольно дешевый вариант, который подойдет для коротких летних путешествий. Одно неоспоримое преимущество однослойных конструкций – это то, что они всегда легче.

Двухслойная палатка состоит из внутреннего «домика» и внешнего тента. Внутренняя часть чаще всего делается из довольно легкого, воздухопроницаемого материала. Тент для двухслойной палатки делается из гораздо более прочной ткани, которая должна спасать и от ветра, и от дождя. При этом воздушная прослойка между внутренней палаткой и тентом защищает туриста от перепадов температуры, и влажный воздух, выдыхаемый во время сна, оставляет конденсат не внутри самой палатки, а на внутренней стороне тента. Здесь главное – чтобы поверхность внутренней палатки не соприкасалась с тентом, а сам тент удобно и надежно натягивался.

В некоторых конструкциях внутренняя палатка пришита к тенту, и устанавливаются они вместе. Однако это совсем не отменяет основного требования к «двухслойкам»: наличия между слоями воздушной прослойки и хорошей вентиляции.

Теперь поговорим о формах. Привычным видом туристических палаток стала «двускатка» - палатка , которая устанавливаются при помощи пары опорных кольев и дальше уже растягивается для придания должной формы. Конструкция простая, до боли знакомая бывалым туристам, но далеко не самая совершенная - под сильным ветром, скорей всего, не устоит. Да и для защиты от дождя «двускатку» еще потребуется правильно натянуть.

Куда более устойчивы и мобильны каркасные палатки. Основу силовой конструкции этого типа палаток составляют металлические либо стеклопластиковые дуги – одна и более. Если дуги стоят параллельно, получается палатка-«полубочка» - вариант, по объему внутреннего пространства очень удобный для длительного проживания, но довольно громоздкий, сложный в установке и не самый устойчивый в экстремальных условиях.

Лучше всего, если дуги перекрещиваются в одном или нескольких местах – получается палатка-полусфера, которую очень легко собрать и перенести с места на место. В классическом варианте полусферы используется две дуги, для экстремальных условий эксплуатации – больше, и форма с множественными скрещиваниями уже не похожа на полусферу, но гораздо устойчивей. Если к такой конструкции добавить еще и длинные фалды («юбку») тента, которые можно при необходимости присыпать снегом – получается очень надежная палатка для самых сложных погодных условий.

Есть, кстати, удлиненный вариант каркасных палаток с двумя дугами, перекрещивающимися в двух местах – иногда его по-доброму называют «гробиком» или «селедкой» . Эта конструкция ниже обычной полусферы, но для одно- или двухместной палатки тоже приемлема и вполне надежна.

Особо стоит отметить такой элемент конструкции палаток, как тамбур. Всегда хорошо, когда он есть: в тамбуре очень удобно хранить вещи, в нем можно оставить промокшую верхнюю одежду и снять обувь. Так что размер и конструкция тамбура тоже имеет значение, особенно, если палатка рассчитана на несколько человек. Для придания тамбуру объема в каркасных палатках часто используют дополнительную дугу – лучше, если она крепится к основанию внутренней части; тамбур получается более просторным, хотя и снижает устойчивость палатки к ветру (особенно сбоку) . . В многоместных палатках может быть несколько входов и, соответственно, несколько тамбуров. Для больших кемпинговых палаток тамбур превращается в настоящую прихожую соответствующего размера.

И напоследок: наличие в палатке карманов, подвесок, сушилок, складных полочек будет для вас хорошим подспорьем в походе. Количество и устройство этих атрибутов бывает самым разным, главное требование – чтобы они не увеличивали вес палатки, делали ваше пребывание в палатке удобней и, конечно, не мешали. Дополнительные детали особенно важны для кемпинговых палаток – в них зачастую предусматривают даже отверстия для электрических кабелей.
Организация путешествия
Действующая в настоящее время Единая всесоюзная спортивная классификация делит путешествия в зависимости от способа передвижения и условий их совершения на несколько видов. Наиболее массовые из них - пешие, водные, лыжные и горные.
Велосипедный туризм
велосипедный туризм
Водный туризм
водный туризм
Горный туризм
горный туризм